Савва Дмитриевич Пурлевский (1800–1868) и Николай Николаевич Шипов (1800–1882) – крепостные крестьяне, бежавшие от своих помещиков к южным границам империи, которые на своём пути повстречали скопцов. Вот, как это было.

• Н. Н. Шипов о раскольничьих общинах в Молдавии:

«В некоторых лавках торговли чисто русские мужички, с бородами. Я обрадовался; вступил с ними в разговоры. Оказалось, что они закоренелые старообрядцы, давнишние молдавские подданные: отцы и деды их пришли сюда из России еще во времена Петра I. По их словам, в Молдавии много русских; живут своими селениями, занимаются хлебопашеством и садоводством, особенно же торговлею. Жить им очень привольно, податей платят мало; в рекруты их не берут. Старообрядцы, в свою очередь, расспрашивали меня про Россию. Я им рассказывал, что для свободных у нас житье хорошее; но господским крестьянам жить очень худо: бедность, барщина да оброки совсем их измучили. Старообрядцы об этом не мало жалели.

…Старообрядцев, вышедших из России, здесь было довольно. Жили и скопцы».

Покровская (Мазаракиевская) старообрядческая церковь, Кишинёв, 1880–1885.
Покровская (Мазаракиевская) старообрядческая церковь, Кишинёв, 1880–1885.

• Н. Н. Шипов о помощи скопцов, оказанной ему в бегах:

«Скоро многие из скопцов узнали об этой нашей истории, приняли в нас участие и всячески старались скрыть меня и жену с ребенком от Павельева. Так, у скопцов, у того или другого, мы и скрывались несколько времени. Но потом это оказалось неудобным по той причине, что у скопцов в домах детей нет; а у нас был ребенок. Тогда мы решились оставить Яссы. При помощи и содействии знакомых скопцов мы скоро собрались в дорогу: они выхлопотали у прусского консула паспорт на имя прусского подданного Петра Иогана с женою Александрою и сыном Николаем».

Литография «Радение» из "Исследования о скопческой ереси Даля", 1844.
Литография «Радение» из “Исследования о скопческой ереси Даля”, 1844.

• История С. Д. Пурлевского о его бегстве Молдавию и местной скопческой общине:

«Отсюда до Прута рукой подать, только нет средств устроить удобную без риску переправу, какую обыкновенно налаживали пограничные евреи за приличную плату. Делать нечего, подобрался в темную ночь предприимчивый горемыка один-одинешенек к реке, нарезал камышу, связал пучок, лег на него, оттолкнулся ногой поплыл по течению.

Течением прибило его в Молдавию. Чрез несколько дней молодец очутился уже в Яссах, измученный, оборванный, голодный, решительно безо всяких средств. Здесь он нашел немало русских беглых, особенно скопцов, занимавшихся преимущественно извозом. Пурлевский к ним. Они приютили земляка, накормили, приняли к себе в услужение. Хозяин попал в работники, да и тому был рад.

Вскоре, впрочем, он пошел в гору: по своей честности и трудолюбию был отличен, получил экипаж на разъезд, жалованье, долю из выручки, начал обживаться и понемногу

разживаться, так что мечтались ему в более или менее близком будущем свои собственные дрожки. Только слышит он раз ночью впросонках около себя разговор: “Парень хороший, надо бы его к нам…” Искренний православный, Пурлевский и своих старообрядцев на селе никогда не одобрял, а то стать ему скопцом! А как слышал он, что скопцы частенько употребляют насилие, то шибко перепугался и при первой возможности скрыться бежал на Дунай, к некрасовцам, на рыбные промыслы».

Литография «Оскопление» из "Исследования о скопческой ереси Даля", 1844.
Литография «Оскопление» из “Исследования о скопческой ереси Даля”, 1844.