Историческое развитие России – это поле экспериментов, на котором каждый из правителей реализует собственный замысел по преобразованию Земного царства. Это, если угодно, воплощение индивидуального чувства долга. Иван Грозный стремился к очищению Руси от греха через мученичество, ибо он представлял себя ответственным за народ перед Богом. Ленин жил идеей о свершении мировой коммунистической революции, которая бы навсегда высвободила угнетённые массы и дала бы им шанс на безграничное творчество духа.

Каков же был внутренний долг Петра как правителя? В чём заключалась его идея и достиг ли он желаемого?

Очевидно, что за время своего правления Пётр смог достичь многого: развязать войну за Европейское господство с одной из сильнейших империй того времени – Швецией, одержать победу, пройдя сквозь тяжелейшие превратности войны, длившейся 21 год. Эта война стала настоящей школой, проверкой характера, мощности, выносливости и обучаемости Русского государства. Как говорил сам Пётр: «Ученики обычно школу в семь лет оканчивают, наша же троекратно была». Великая Северная война стала фундаментом и главным механизмом для масштабных реформ Петра, которые коснулись всех сфер жизни страны: от кровли крыш новостроек до политической структуры и административного деления страны. В качестве памятника эпохе, начальным олицетворением которой стал сам Царь, Пётр воздвиг целый город на непредназначенном для строительства месте, таким образом доказав себе и окружающим, что человеческий разум, вера и труд могут и должны быть сильнее дикой, неукротимой и враждебной человеку Природы.

«Приезд Петра I на Неву». Иван Константинович Айвазовский, 1846 год.
«Приезд Петра I на Неву». Иван Константинович Айвазовский, 1846 год.

Он построил город, который стал четвертым Римом, город святого Петра, который станет столицей преображенного Царства, новой европейской Империи, объединившей под своей властью множества разных народов, конфессий и земель. Явление в Европе XVII—XVIII вв. беспрецедентное. Пётр открыл дорогу русскому Просвещению, учредив Академию наук и художеств в Санкт-Петербурге. По всей стране открывались цифирные и гарнизонные школы. Экономический подъем, появление тяжелой индустрии, разведка новых сырьевых месторождений, создание отлаженной предпринимательской кооперации между государством и частными промышленниками – всё это так же связано с именем первого русского Императора.

«Закладка Петербурга». Владимир Серов, Николай Корчагин, 1946–1947.
«Закладка Петербурга». Владимир Серов, Николай Корчагин, 1946–1947.

Но самым главным, чего желал Пётр для своей страны, было создание нового русского человека: просвещённого Патриота, хорошо воспитанного, любящего ученье, чтящего порядок, разум, веру, который всегда занят полезным делом на благо своих близких и своего Отечества. Его главной целью было донести до каждого русского человека, что он, приложив достаточно усилий и усердий, сможет добиться всего – это коренной разрыв со средневековым мировоззрением, парадигмой, в которой каждый навсегда остается в тех рамках, в которых он появился, ибо так установлено свыше. С Петром подданные его и народ познали, что каждому из них доступны все искусства, все ремёсла, все чины, стоит только никогда не забрасывать самообразование, учиться на успехах чужих и ошибках своих и всегда трудиться на славу и на совесть, отринув сонную лень и собственное невежество. В конце концов, эта формула остаётся не только действенной, но и актуальной по сей день.

«Экзамен Петра». Юрий Кушевский, 2018 год.
«Экзамен Петра». Юрий Кушевский, 2018 год.

Наследие, оставленное нам Петром Великим, продолжает вдохновлять русский народ на свершения, достойные просвещенного и прогрессивного человека современности: главное, творить и быть по уму да с доброй памятью о предках наших!