Начало ХХ века для европейских культур – время, наполненное духовными поисками, которые в первую очередь были обусловлены истощением христианства в качестве константы европейской культуры. Поиски уводили в древность античных мистерий, первобытные леса, мрачные болота и высокие заснеженные горы. Эти поиски мы можем видеть в произведениях Алистера Кроули, живописи Альфонса Мухи, в развитии германского Югендстиля, в пробуждении глубочайшего интереса к русскому Северу со стороны московской и петербургской публики. Классический национализм XIX века искал новое выражение в искусстве. Так появился стиль «Модерн», который черпал вдохновение в дохристианских, до-античных, природных образчиках.

1) Алистер Кроули (1875-1947) 2)«Славяне на исконной Родине: между туранским кнутом и готским мечом», Альфонс Муха, 1912. 3) Иллюстрация из австрийского журнала “VER SACRUM” (Весна Священная — пер.), Альфред Роллер, 1900 год. 4) «Поморяне. Вечер», Николай Рерих, 1907.

Освоение эстетики модерна находилось в сфере интересов художников из объединения «Мир Искусства». Одним из основателей объединения и издателем-редактором одноименного журнала был Сергей Павлович Дягилев, человек, знаменитый своим блестящим продюсерским успехом на Западе, которого он достиг благодаря организации известных Русских Сезонов. Именно в рамках этого масштабного по своей реализации и влиянию на культурную жизнь Европы проекта русским балетом были опробованы не только новые эстетические формы, но и решения, которые в итоге совершили подлинную революцию в классическом балете.

«Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней», Лев Бакст, 1905. 
«Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней», Лев Бакст, 1905.

Легенда гласит, что идея для балета явилась композитору Игорю Фёдоровичу Стравинскому во сне: доисторические земли предков; оцепенение зимы уходит прочь; молодую девушку, которую избрали быть заступницей людей перед богами, приносят в жертву. Композитор назвал это видением. И вот Игорь Стравинский уже едет в Смоленск в скотном вагоне лицом к лицу с быком в гости к Николаю Константиновичу Рериху – одному из самых значимых духовных деятелей России первой половины ХХ века, художнику, который тогда гостил у княгини Марии Клавдиевной Тенишевой.

Бык был привязан всего одной, не внушавшей доверия веревкой, и когда он стал сердито взирать на меня, я укрылся за моим единственным маленьким чемоданом. Я, наверное, являл странное зрелище, когда в Смоленске покинул эту корриду с довольно дорогим чемоданом в руках.

1) Игорь Фёдорович Стравинский в 1910 году. 2) Портрет Марии Клавдиевной Тенишевой, Илья Ефимович Репин, 1896. 3) “Н. К. Рерих в мастерской”, Карл Булла, Петербург, 1910-е гг.

За несколько дней Рерих и Стравинский подготовили план сценического действия, названия танцев, эскизы костюмов и задники. Сам Николай Константинович довольно иронично относился к легенде о видении Игоря Фёдоровича:

«Конлан негодует на Нижинскую, которая в своей книге наврала. Выходит по ней, что идея “Весны” принадлежит Нижинскому. По другому письму Конлана, Стравинский во сне получил идею “Весны”. Для меня и места не остается. Между тем я получал гонорар не только как декоратор, но и как либреттист».

Эскиз к балету «Весна священная» И. Ф. Стравинского, Николай Рерих, 1930 
Эскиз к балету «Весна священная» И. Ф. Стравинского, Николай Рерих, 1930

Вацлав Нижинский – звезда балетных постановок Михаила Михайловича Фокина из предыдущих сезонов, выдающийся танцор и хореограф, признанный одним из лучших балетмейстеров мира. «Весна Священная» стала одной из первых серьезных работ Вацлава Нижинского в качестве хореографа.

Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев в Ницце, 1911 год
Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев в Ницце, 1911 год

В хореографии «Весны» все каноны классического балета были перевернуты с ног на голову: разведенные мыски были сведены друг на друга в примитивистскую косолапость, согнутые ноги, на которые балерины приземляются с прыжка, были заменены на прямые – больше не было привычной романтической лёгкости, отрывающей от земли. Наоборот, земля притягивала к себе: древние люди, изображенные Рерихом и Нижинским, старались быть единым целым с землей. Это была толпа, бьющаяся в конвульсиях ритуала. Вся постановка дышала первобытной природной энергией. Игорь Стравинский, как композитор «хотел, чтобы Вступление передавало пробуждение весны, царапанье, грызню, возню птиц и зверей».

Фотографии труппы, исполнившей "Весну Священную" в 1913 году.
Фотографии труппы, исполнившей “Весну Священную” в 1913 году.

Он же, правда, сетовал и на способности хореографа Вацлава Нижинского. Якобы танцоры не следовали за музыкой, в результате чего на площадке не складывалась атмосфера лёгкой гармонии творчества:

«То, что они делали, часто не имело ничего общего с музыкой. «Я буду считать до сорока, пока вы играете, — говорил мне Нижинский, — и мы увидим, где мы разошлись». Он не мог понять, что если мы и разошлись в каком-то месте, это не означало, что во все остальное время мы были «вместе». Танцовщики следовали скорее за счетом, который отбивал Нижинский, нежели за музыкальным размером. Нижинский, конечно, считал по-русски, а поскольку русские числа после десяти состоят из многих слогов — «восемнадцать», например, — то в быстром темпе ни он, ни они не могли следовать за музыкой».

Фотографии труппы, исполнившей "Весну Священную" в 1913 году.
Фотографии труппы, исполнившей “Весну Священную” в 1913 году.

Окончательной событийной основой балета стал древний священный ритуал, в котором племя поклоняется земле, совершает обряд целования «Матушки-Земли», после чего «выплясывает» её, дабы сбить с неё мёрзлое оцепенение. Всё это происходит днём. С наступлением тьмы ночной старцы племени во главе со Старейшим-Мудрейшим готовят обряд сакрального жертвоприношения: избранная девица – Великая жертва – танцует до изнеможения, отдавая свои жизненные силы Весне, дабы та Пробудилась и пришла править на смену Зиме. В конце обряда девушка умирает.

"Великая жертва", Н. К. Рерих, 1910.
“Великая жертва”, Н. К. Рерих, 1910.

Балетная постановка предстала перед зрительским судом 29 мая 1913 года в Театре Елисейских Полей в Париже. И тогда парижане оказались совершенно не готовы к тому, что они увидели на премьере. Как вспоминал И. Ф. Стравинский: «Слабые протесты по адресу музыки можно было уловить с самого начала спектакля. Затем, когда поднялся занавес и на сцене оказалась группа прыгающих Лолит с вывернутыми внутрь коленями и длинными косами («Пляска щеголих»), разразилась буря».

Под набирающий объем и силу шум из свистов, ругани и матерщины рассвирепевший Стравинский, хлопнув дверью, покидает зал и направляется за кулисы, где он видит своего продюсера и друга Сергея Дягилева, который то опускает, то поднимает рубильник: в зале поочередно потухает и загорается свет, но толпу уже не остановить. Словесные перепалки переросли в мордобой, в зале полиция пытается выловить самых буйных любителей классического балета и сторонников «новаторского подхода». В зале царили вопли и смех. Игорь Фёдорович держал шатавшегося на стуле Нижинского за полы фрака. Тот в свою очередь продолжал выкрикивать такты, голос его перебивался громогласными дягилевскими увещеваниями балерин, которых от пытался убедить героически дотанцевать положенное.

 Театр Елисейских Полей. Париж, Франция, 2008. 
Театр Елисейских Полей. Париж, Франция, 2008.

Это была суматоха и хаос, достойные самого Великого праздника! Николай Рерих вспоминал:

«Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями».

По завершении постановки, Сергей Дягилев признал событие невероятным, в прямом смысле слова «оглушающим» успехом. В последствии «Весна Священная» будет неоднократно обретать новую жизнь не только на подмостках крупнейших европейских театров, но и в залах консерваторий. В последний раз балет был поставлен балетной труппой и оркестром Мариинского театра в 2013 году в том же месте, где проходила премьера.

Балетная труппа Мариинского театра на гастролях с «Весной Священной», 2013 год.
Балетная труппа Мариинского театра на гастролях с «Весной Священной», 2013 год.

Русский балет, не успев появиться с гастролями в европейских столицах, произвёл настоящий фурор, пере-открыв (что называется словом rediscovery) Россию и её культуру для западной аудитории. Появилась мода на русские имена, русские костюмы, стали возникать мастерские по прикладному русскому искусству. А «Весна Священная», окруженная блестящими фокинскими постановоками, стала настоящим воплощением русского модерна, войдя в историю мировой культуры. И как с «Авиньонских Девиц» Пабло Пикассо в живописи наступил ХХ век, так же он окончательно пришёл и в мировой балет вместе с русской «Весной Священной».

«Философский бордель» или «Авиньонские девицы», Пабло Пикассо, 1907
«Философский бордель» или «Авиньонские девицы», Пабло Пикассо, 1907