Русский авангард – уникальное явление, оказавшее значительное влияние на мировую культуру XX века и продолжающее вдохновлять творцов современности.

Из книги Александра Лаврентьева «Лаборатория конструктивизма». М., 2000
Из книги Александра Лаврентьева «Лаборатория конструктивизма». М., 2000

Авангардисты открыли миру очень важную идею: искусство современного мира не может оставаться «искусством ради искусства» и не может довольствоваться самим собой. Оно, имея целью выполнение глобальных задач, должно вступать во взаимодействие с другими сферами человеческой деятельности, быть, что называется, междисциплинарным.

Из книги Александра Лаврентьева «Лаборатория конструктивизма». М., 2000
Из книги Александра Лаврентьева «Лаборатория конструктивизма». М., 2000

Так и русские художники авангардисты, как, например, Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Варвара Степанова, Константин Мечников, встали на службу молодого советского государства, дабы сотворить новый быт, новую предметность, новую жизнь. Многое из того, что являлось привычным окружением для многих поколений советских граждан, было когда-то изобретено впервые: столовые, дома-коммуны, гаражи, аэропорты, небоскрёбы, ларьки, текстильный дизайн, массовый дизайн мебели, посуды, интерьеры пространств работы и отдыха, спортивные формы и многое другое.

1) Фабрика-кухня № 1. Москва, Ленинградский проспект д.7. 1931 год. 2) Студенческие общежития МВТУ в Анненгофской роще, 1934. 3) Эскиз Бахметьевского гаража, 1927. 4) Гидросамолёт Ю-13 «Добролёта» на маршруте Иркутск — Якутск, 1926 год. Фотография из книги Алтунина Е. В. «Крылья Севера. Из истории гражданской авиация Северо-Востока СССР». 5) Проект небоскреба. Эль Лисицкий, 1925 год.6) Варвара Степанова в головном уборе с принтом по её рисунку, 1925. 7 ) Студенты в спортивной одежде, разработанной Степановой. Александр Родченко, 1924 год.

Художники авангардисты представили Советскую республику на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, которая стала первым шансом молодого государства заявить о себе, о своей новой идеологии и мировоззрении, главным выразителем которых в искусстве стал именно авангардизм.

Рабочий клуб. Александр Родченко, Реконструкция 2008 года.
Рабочий клуб. Александр Родченко, Реконструкция 2008 года.

Само понятие «дизайн», которого наши художники тогда не знали, является во многом довольно точным определением их деятельности, которую сами они определяли через слово «полезность». Дизайн, трудящийся над универсальной и минималистической красотой нового мира – искусство, зародившееся в предреволюционной России и раннем СССР, стал достоянием не только отечественной, но и мировой культуры.

Павильон СССР на Международной выставке декоративно-прикладного искусства, Париж, 1925 год.
Павильон СССР на Международной выставке декоративно-прикладного искусства, Париж, 1925 год.