Смерть сына Ивана Грозного в реальности и на полотне Репина


Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» русского художника Ильи Репина больше известна как «Иван Грозный убивает своего сына». Споры о том, убивал ли Иван Грозный царевича Ивана или же он умер по другой причине, ведутся до сих пор. Долгое время достоверно известно было только то, что царевич скончался в Александровской слободе в возрасте 27 лет.


Однако в 1963 году ученый Михаил Герасимов добился вскрытия в Архангельском соборе Московского гробниц царя Иоанна Васильевича и царевича Иоанна Иоанновича. Исследования и экспертизы останков Ивана Грозного и царевича Ивана показали, что допустимое содержание ртути превышено многократно.

В то время как в останках другого сына Ивана Грозного – царевича Федора, чью могилу также вскрыли, ртуть не превышала естественный уровень. Ученые сделали предположение, что и царя и царевича целенаправленно травили. А вот установить, был ли проломлен у царевича Ивана череп, не удалось – костная ткань сохранилась слишком плохо.

Момент не исторический, но фантастический

Картина, написанная Репиным в 1883-1885 году, привлекла к себе внимание всего двора, весьма не понравилась Александру III и его окружению. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев писал императору: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический».

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, картина Ильи Репина, 1883-1885 гг.

Третьякову, купившему полотно, запретили показывать его публике. Таким образом, это стало первым случаем цензуры в отношении картин. Сняли запрет через три месяца по ходатайству близкого ко двору художника Алексея Боголюбова.

Картина настолько пронзительно написана и так велика сила этого, с большой долей вероятности, легендарного эпизода с убийством, что очень скоро в сознании многих утвердился один-единственный сценарий: жестокий тиран и деспот Грозный убил невинного сына. Однако были и те, кто в эту версию не поверили и решили утвердить истину.

Борьба за достоверность

Вооружившись соображением, что добро и правда должны быть с кулаками, в 1913 году иконописец и старообрядец 19 лет Абрам Балашов ударил картину ножом трижды, значительно повредив лица изображенных. Репин, узнавший о том, что его картина подверглась нападению, приехал в Третьяковскую галерею. Он переживал, что полотно испорчено безнадежно, однако его удалось восстановить.

В. А. Серов. «Портрет художника И. Е. Репина», 1892

Второй раз восстановить историческую справедливость, уничтожив картину, пытались в 2018 году: не спасло даже толстое стекло, защищавшее картину. Игорь Подпорин, вооружившись металлической стойкой ограждения, повредил в трех местах холст на фигуре царевича. Картина все еще находится на реставрации.

Вклад Карамзина и других историков XIX века

Образ Ивана Грозного кисти Репина обладает поразительной силой, хотя, скорее всего, если верить данным исследований и экспертиз царских останков, является художественным вымыслом, во многом основанном на «Истории Государства Российского» Николая Карамзина. В девятом томе этого труда Карамзин, который был прежде всего литератором, описал конфликт:

«…сильно ударил им (посохом – Прим. ред.) царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: „Я убил сына!“ и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей: молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный совершился!»

С Карамзиным соглашались в том, что Иван Грозный убил своего сына Ивана, и другие историки XIX века: Сергей Михайлович Соловьев, Василий Осипович Ключевский и Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. Так стоит ли удивляться, что Репин создал полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».