Историческое развитие России – это поле экспериментов, на котором каждый из правителей реализует собственный замысел по преобразованию Земного царства. Это, если угодно, воплощение индивидуального чувства долга. Иван Грозный стремился к очищению Руси от греха через мученичество, ибо он представлял себя ответственным за народ перед Богом. Ленин жил идеей о свершении мировой коммунистической революции, которая бы навсегда высвободила угнетённые массы и дала бы им шанс на безграничное творчество духа.

Каков же был внутренний долг Петра как правителя? В чём заключалась его идея и достиг ли он желаемого?

Очевидно, что за время своего правления Пётр смог достичь многого: развязать войну за Европейское господство с одной из сильнейших империй того времени – Швецией, одержать победу, пройдя сквозь тяжелейшие превратности войны, длившейся 21 год. Эта война стала настоящей школой, проверкой характера, мощности, выносливости и обучаемости Русского государства. Как говорил сам Пётр: «Ученики обычно школу в семь лет оканчивают, наша же троекратно была». Великая Северная война стала фундаментом и главным механизмом для масштабных реформ Петра, которые коснулись всех сфер жизни страны: от кровли крыш новостроек до политической структуры и административного деления страны. В качестве памятника эпохе, начальным олицетворением которой стал сам Царь, Пётр воздвиг целый город на непредназначенном для строительства месте, таким образом доказав себе и окружающим, что человеческий разум, вера и труд могут и должны быть сильнее дикой, неукротимой и враждебной человеку Природы.

Он построил город, который стал четвертым Римом, город святого Петра, который станет столицей преображенного Царства, новой европейской Империи, объединившей под своей властью множества разных народов, конфессий и земель. Явление в Европе XVII—XVIII вв. беспрецедентное. Пётр открыл дорогу русскому Просвещению, учредив Академию наук и художеств в Санкт-Петербурге. По всей стране открывались цифирные и гарнизонные школы. Экономический подъем, появление тяжелой индустрии, разведка новых сырьевых месторождений, создание отлаженной предпринимательской кооперации между государством и частными промышленниками – всё это так же связано с именем первого русского Императора.

Но самым главным, чего желал Пётр для своей страны, было создание нового русского человека: просвещённого Патриота, хорошо воспитанного, любящего ученье, чтящего порядок, разум, веру, который всегда занят полезным делом на благо своих близких и своего Отечества. Его главной целью было донести до каждого русского человека, что он, приложив достаточно усилий и усердий, сможет добиться всего – это коренной разрыв со средневековым мировоззрением, парадигмой, в которой каждый навсегда остается в тех рамках, в которых он появился, ибо так установлено свыше. С Петром подданные его и народ познали, что каждому из них доступны все искусства, все ремёсла, все чины, стоит только никогда не забрасывать самообразование, учиться на успехах чужих и ошибках своих и всегда трудиться на славу и на совесть, отринув сонную лень и собственное невежество. В конце концов, эта формула остаётся не только действенной, но и актуальной по сей день.

Наследие, оставленное нам Петром Великим, продолжает вдохновлять русский народ на свершения, достойные просвещенного и прогрессивного человека современности: главное, творить и быть по уму да с доброй памятью о предках наших!