Часть IV.

«Феврония носит на себе самый определенный характер вещей девы. Она совершает чудеса, превращая крохи от стола в ладан, или в одну ночь словом своим возрощая из воткнутых кольев большие деревья. Она исцеляет болезни, говорит мудро, и притом загадками, которые, в первобытном, мифическом своём значении без сомнения, соответствуют северным рунам. Если Брингильда только учила Зигурда целебным рунам, то Феврония даже исцелила своего героя.

Брунгильда. Артур Рэкхэм, 1911.
Брунгильда. Артур Рэкхэм, 1911.

Уже при самом вступлении своём на сцену, является Феврония в обстановке вещей девы. Сидит за краснами, занимается тканием, как дева судьбы в Сербской сказке (Она или прядёт золотую нить, и называется сретею, то есть счастьем, или в виде сияющей как солнце девы вышивает лучами солнечными по основе из кудрей юваков), или как Идисы и Норны в немецкой мифологии, которые ткут, растягивают и связывают нити судьбы человеческой.

Перед Вещей Ткачихой для чего-то скачет заяц.

Феврония и заяц. Фрагмент иконы "Петр и Феврония Муромские с житием". Русь. 1618 г.
Феврония и заяц. Фрагмент иконы “Петр и Феврония Муромские с житием”. Русь. 1618 г.

Впрочем, Феврония, хотя и забавлялась с прыгающим перед нею зайчиком, но собаки при ней не было. И веща дева именно о том изъявляла своё сожаление в загадочном выражении: не лепо есть быти дому без ушию и храму без очию. Эта загадка в сборнике пословиц Архивной рукописи XVII века помещена между пословицами в следующем виде: не добро дом без ушей, а храм без очей. Такое совпадение свидетельствует нам о связи пословицы с загадкой в период эпический и о первобытном отношении той и другой к мифическим формулам, к вещим словам.

Доля и Недоля — девы судьбы в славянской мифологии
Доля и Недоля — девы судьбы в славянской мифологии

…Состязание загадками и задачами между князем Петром, желающим отделаться от брака с дочерью древолазца, и между Февроньею, которая готова на решение всевозможных труднейших задач, есть обычный эпический мотив, как народной поэзии, так и вообще средневековых сказаний, даже в литературе книжной. Тот же оборот в состязании о мудрости помощию загадок и задач принят, например, в сказании о Соломоне и Царице Ужицкой, Южской или Савской, которое очень распространено было у нас в палеях (пересказ священных текстов) и хронографах (обзор всеобщей истории на основе Библии и византийских источников) и отдельно в сборниках, от XV до XVII века».

Собрание древних российских пословиц. 1787.
Собрание древних российских пословиц. 1787.

Источник: Буслаев Фёдор Иванович. Песни древней Эдды о Зигурде и Муромская легенда. — 1858.