Часть III.

Меч в эпических сказаниях и легендах – куда больше, нежели простое холодное оружие, несущее погибель врагам. Меч – это продолжение воли героя, инструмент её свершения, дарованный судьбой или богами. У каждого такого меча есть своё имя, своя уникальная особенность, своё предназначение и хозяин, к которому он привязан на внутреннем уровне. В славянской мифологии в роли такого меча часто фигурирует «меч-кладенец», который герои обычно находят в некоем тайном месте. В языческой традиции меч наделен своим автономным бытием, при котором оно способно вершить свой удел по своему разумению, вести владельца к исполнению замысла, ради которого меч был создан, или наказывать его, если он пользует меч не по назначению. Так, Олег и русы в договоре с византийцами клялись оружием, полагая, что клятвопреступников накажет их же оружие.

Святогоров Дар. Константин Васильев. 1974
Святогоров Дар. Константин Васильев. 1974

Человечеству известно огромное количество мечей, принадлежавших самым разным легендарным героям. Древние японские мечи могли повелевать ветрами, скандинавские – вылетали из ножен и не возвращались, пока не прольется кровь.

Были мечи, чьим предназначение заключалось в том, чтобы оказаться в руке героя-драконоборца, ибо только магическое оружие может убить магическое существо.

Таким оружием стал чудом обретенный Агриков меч, которым князь Пётр убивает огненного змия. Однако в литературе нет ничего, что могло бы нам рассказать об этом мече и его свойствах чуть подробнее. Более того, его роль в «Повести» важна, но коротка. Вот, как описывается его обретение:

«Когда прилетел по обыкновению к княгине змий, она спросила его, ласкаясь: «ты знаешь многое: знаешь ли кончину свою?» – Он же, неприязнивый прелестник, прельщён был добрым прельщением верной жены, и не скрывая от неё тайны, сказал: «смерть моя – от Петрова плеча, от Агрикова меча». Жена передала слова змия Павлу, а Павел – Петру. Совпадение имён Пётр расценивает как знак судьбы и начинает подготовления к подвигу.

В оригинальном источнике обретение меча описывается так:

Князь отправляется на исполнение молитв, погруженный в раздумья о том, как убить змия и где добыть меч, именуемый Агриковым. Когда он придаётся уединению в церкви женского монастыря Воздвижения Честного и Животворящего креста, «яви же ся ему отроча, глаголя: «Княже! Хощеши ли, да покажу ти Агриков меч? Он же, хотя желание своё исполнити, рече: «Да вижу, где есть!». Рече же отроча: «Иди вслед мене». И показа ему во олтарной стене межу керемидома (камнями) скважню, в ней лежаше меч».

Восстановленный храм Крестовоздвиженского женского монастыря
Восстановленный храм Крестовоздвиженского женского монастыря

Возможно, что мальчик, чудесным образом знавший, что ищет князь, был ангелом или иным актором провидения. Довольно типичный для христианского нарратива ход. Однако сюжет с освобождением меча отсылает нас к языческой традиции. В таких моментах особенно ощущается смешение двух культур: христианской и народно-языческой.

«Как северный Зигурд сначала добывает меч и потом вступает на поприще своих подвигов, так и князь Пётр чудесным образом получает Агриков меч.

Как князь Пётр вынимает себе этот меч из стены храма, так в саге о Вёльзунгах Зигмунд вытаскивает из священного дерева чудесный меч, который глубоко врубил в это дерево сам Один; или точно также в валашской сказке о витязе Вилише, этот витязь идёт к четырём каменным столбам, молится им целые девять дней, и наконец из них высовывается знаменитый меч для совершения великих подвигов».

Меч Зигмунда. Йоханнес Герц. 1889
Меч Зигмунда. Йоханнес Герц. 1889

Тем не менее, остаётся непонятным имя меча – почему он зовётся Агриковым? Одно из значений древнегреческого слова Αγροικος – деревенский, сельский, крестьянский. Можно предположить, что он связан с рязанской крестьянкой Февронией, которая могла каким-то образом послать его Петру, если учесть её вещие способности. Неспроста же он оказывается в церкви именно женского монастыря?

Источник: Буслаев Фёдор Иванович. Песни древней Эдды о Зигурде и Муромская легенда. — 1858.