267-й Духовщинский полк, 29 июня 1916 г.
267-й Духовщинский полк, 29 июня 1916 г.

Текущий 2018 год – это год памяти о завершающем этапе Первой мировой войны. Может быть не для всех и не для каждого: всплеск общественного внимания к данной теме был особенно массовым в 2014 году. Тогда, поминая столетие этого страшного события, по всей Европе начали открывать музеи, выставки, собирать круглые столы из учёных и специалистов разного толка, выпускать компьютерные игры и снимать документальные и художественные фильмы.

Скриншот из игры "Valiant Hearts: The Great War" - 2014 год.
Скриншот из игры “Valiant Hearts: The Great War” – 2014 год.

Обобщая, можно сказать, что информационная повестка последних нескольких лет была довольно тесно связана с вспоминанием событий Первой мировой войны и их осмыслением. Нынешний 2018 год – это последний год, который с горькой иронией можно назвать «юбилейным»: следующий раз, когда будет повод поговорить о войне, которая буквально изменила всё, наступит лишь в 2114 году. Вы просто вдумайтесь в эту цифру.

За время войны Российская империя мобилизовала на войну почти 15,5 миллионов человек, подавляющее большинство которых до августа 1914 г. было занято семейным сельским хозяйством. Почти для 3-х миллионов человек эта мобилизация была «билетом в один конец». Им было суждено никогда больше не увидеть свои родные края, свои дома, свои семьи. Среди тех, кто вернулся с фронта, были многие, чьи жизни унесла кошмарная Гражданская война, голодные двадцатые годы, и не менее страшные тридцатые.

Однако кем были люди, сидевшие в окопах, дышавшие газами, обстреливаемые артиллерией неприятеля, ведомые в штыковой бой, расстреливаемые за нежелание воевать – мы не знаем. Мы не знаем, кем они были, чем они жили, откуда и из какой жизни их выдернула внезапная война, что они думали о ней, как они переживали её, что чувствовали, как относились к себе и своей возможной гибели, какие у них были отношения с однополчанами, какие – с начальством, чего они хотели, как они воспринимали цели войны, чего боялись, чему радовались, как они скрашивали своё время в перерывах между боями, для многих становившимися последними, как они коротали годы в плену на вражьей стороне… Всё это не вызывает должного интереса, что довольно парадоксально, так как через горнило этого жестокого испытания в роли «пушечного мяса» прошли предки подавляющего числа населения современной России. Наши предки.

Плененные русские солдаты после битвы при Танненберге в Восточной Пруссии.
Плененные русские солдаты после битвы при Танненберге в Восточной Пруссии.

Большая часть посвященных Первой мировой войне материалов в русскоязычном сегменте интернета, связана либо с технической стороной вопроса (экипировка русской армии, численность, исторический анализ стратегии и тактики русского генштаба и т.д.), либо с командно-генеральским нарративом: огромное количество постов посвящено генералам, командующим, офицерскому составу, абстрактному духу подвига деперсонализированной русской армии, объединяющей роли Царя и многому другому в том же ключе. Авторы левого толка вообще зачастую игнорируют тему Первой мировой войны, следуя таким образом в русле традиционной советской историографии. Империалистическая война и всё тут. Не о чем говорить.

Оборона на второй окопной линии, Опатов.
Оборона на второй окопной линии, Опатов.

Редакция «Следов Империи» чувствует острую несправедливость в сложившемся порядке вещей. Именно поэтому мы займёмся публикацией и анализом источников, происходящих именно из окопов – от солдат, простых русских людей, отправившихся по злому року на войну, которую им было суждено проиграть. Мы рассмотрим личные воспоминания рядовых, их поэтическое творчество, их чувства, мысли и судьбы: всё то, о чём так мало известно массовому читателю.

В понедельник, 1 октября, ждите открывающий материал цикла публикаций о русском человеке на Великой войне, в котором мы расскажем об источниках сведений, из которых можно подчерпнуть ответы на поставленные вопросы о русском рядовом солдате в Первую мировую войну. Чтобы не пропустить начало серии, подписывайтесь на нас.