Провозглашение России империей связано с именем Петра I и неотделимо от его нововведений, в том числе и в области моды. Требование самодержца носить парики и жилеты, как и новый образ русского человека в целом, первоначально в обществе был принят в штыки. Поначалу подданные без энтузиазма одевались на западный манер. Петр же собственным примером старался их мотивировать: отказался от традиционного русского платья вообще, одевался как европейский дворянин. Жена и дочери также носили наряды на западный манер. Помимо этого, царь пригласил европейских мастеров, чтобы они открывали свои магазины и обучали коллег премудростям ремесла в России.

Необходимость одевать двор и царскую семью на новый манер подхлестнула и развитие текстильной промышленности. Высококачественные шелка, бархат, парчу – эти ткани ввозили из-за границы, они дорого стоили. Поэтому вопрос о том, чтобы наладить свое производство и не зависеть от импорта в связи с выходом указа о ношении европейского костюма не был праздным. Для развития внутренней текстильной индустрии царь ввел ряд экономических льгот. В итоге уже к середине XVIII века аристократия в большинстве своем вполне привыкла к новой одежде и образу и в моду прочно вошли приталенные наряды.

При Елизавете Петровне и Екатерине II мужчины и женщины из высших слоев общества следовали французской моде. Мужской костюм состоял из рубашки, камзола, кафтана, панталон, чулок, башмаков. Обязательными атрибутами были шляпа и трость. К концу века появились туфли с большим вырезом впереди и без каблуков и фрак. Притом со вступлением Павла I на престол на фрак начались гонения, т.к. для него этот предмет одежды был символом «революционного разврата». И это прекратилось только с восшествием Александра I на престол.

Коронационное платье Елизаветы Петровны

Главными деталями женского костюма были корсаж, пышные юбки, чулки, туфли. Так, в начале XVIII века юбки были круглые, колоколообразные.

С 1730-х годов к ним начали крепить шлейф и их форма изменялась причудливым образом. Рюшечки, платья, банты, обилие ткани – обязательные атрибуты французской моды сменяются в 1770-х годах английским течением: строгие белые платья, скромная отделка, отсутствие кружев, лент, оборок. Сверху надевалось распашное платье, богато украшенное драгоценными камнями.

Первой модницей XVIII века признавали императрицу Елизавету Петровну. Вплоть до конца XVIII века из моды не выходят парики.

В XIX век из прошлого столетия переходит мода на корсеты, однако платья становятся чуть короче. Возникает особый стиль одежды, – русское придворное платье. При Николае I русское платье становится официальной и единственно допустимой придворной одеждой. В 1834 году он издает специальный указ, в котором женское и мужское придворное платье строжайше регламентируется по фасонам, цветам и отделке.

Женское русское придворное платье при Николае I

Женское русское придворное платье старалось подражать русскому национальному костюму. Однако оно было близко к нему лишь в отдельных элементах. Притом уже во второй половине XIX века в фасонах придворного платья мало что остается от варианта 1830-х годов.

Русское придворное платье от французского модельера Чарльза Уорта, 1888 год

С середины века и до революции фасон придворного платья существенно не менялся. Мужским русским придворным платьем был парадный мундир, с золотым шитьем спереди, обычные брюки и туфли.

Притом в середине века под влиянием славянофильских течений широко пропагандировалась допетровская русская одежда. К середине 70-х годов в моду вошли платья, у которых юбка убиралась назад и сильно драпировалась. В целом наряды в Российской империи подчинялись тенденциям, господствовавшим в европейской моде того периода.