Русская культура имеет общие корни с культурой европейских народов.

Этот состоявшийся факт мы принимаем не только благодаря общему ареалу обитания, многовековым миграционным процессам и межродовым связям, но и в силу общих мировоззренческих, духовных истоков, происходящих из Христианства как системы. Мы верим в один загробный мир, наступающий после смерти и в одного Бога. Наши науки, представления о разуме и человеке – всё это происходит их основ христианского богословия.

Крест центрального купола собора Святого Марка, XII век.
Крест центрального купола собора Святого Марка, XII век.

Поэтому русский и европеец, даже если они ведут разговор о разном, всё равно говорят на одном языке. Русскому понятны искания европейца, как и наоборот, хоть эти искания и могут быть обоюдно отвергнуты. Потому и существует неугасающий диалог между нашими цивилизациями, в котором мы то сближаемся, то расходимся, но продолжаем оставаться в культурном взаимодействии. Мы наблюдаем друг за другом.

В 1906 году С. П. Дягилев впервые продемонстрировал Европе достижения русской культуры в области изобразительного искусства. Далее – музыки, за чем следовало озарение русским балетом. Тогда русское поведало многое европейскому, поделилось мировоззрением, опытом и красотой. А чуть больше, чем 80 лет спустя в Россию приехали титаны западной рок-музыки всех направлений: в 1988 году в Ленинграде выступили “The Scorpions”, в 1989 – “Pink Floyd”, 1991 – “AC/DC”, в 1998 – “The Rolling Stones”, и всем им было, что сказать советским людям, если уж не своими текстами, то самим фактом своего появления.

Афиша концерта группы “Pink Floyd” 1989 года.
Афиша концерта группы “Pink Floyd” 1989 года.

Русская культура столь многообразна, богата и сложна в своём устройстве, что она способна заниматься беспрестанным самоанализом, расширением самой себя изнутри, углубляя понимание собственной русскости, человечности, собственного мира, быта, чувств и смыслов. Этот процесс нужно поощрять и продуктом оного делиться с миром: так нас лучше поймут, ближе узнают и скорее примут. Этот процесс научит и нас с интересом и пониманием относиться к миру вокруг и народам, его населяющим.

Психоделический конструктивизм, Дэвид Крюнелл.
Психоделический конструктивизм, Дэвид Крюнелл.

И нет смысла прибегать к слову «экспансия», которое поневоле отсылает нас к милитаристской риторике. Мы – нации и народы, культуры и цивилизации – общаемся друг с другом, как общаются друг с другом люди, к коим мы себя причисляем.