Как должен изначально был выглядеть храм, почему он стал долгостроем и зачем он был взорван?


Как только наполеоновская армия покинула пределы страны, 25 декабря 1812 года Александр I подписал документ, имеющий особое значение для всех православных людей, – манифест о строительстве Храма Христа Спасителя. Идея создать обетный храм принадлежала сподвижнику императора – Петру Кикину. Он предполагал, что лучшее, что можно сделать в память о павших в войне с Наполеоном и в честь победы над ним – возвести великий храм. Этими соображениями он поделился с императором, и начало великому делу было положено.


При Александре I: неосуществленный замысел

После подписания манифеста объявили открытый конкурс на лучший проект. Стасов, Кваренги, Воронихин и другие архитекторы приняли в нем участие. Последний предложил семь различных вариантов того, как мог бы выглядеть будущий храм. Однако ни один из проектов не пришелся по душе императору. В итоге, после уточнения проектного задания, победил Карл Витберг.

Он задумал храм, превосходивший современный по размеру втрое и достигавший в высоту 240 метров. Колоннада из трофейных пушек, число колон в которой составляло 600, многочисленные памятник видным военным деятелям и правителям, пантеон памяти погибших – таков был замысел Витберга.

Александр I, который желал, чтобы храм отличался грандиозностью духовной идеи и величием, пришел от проекта в восторг. Для возведения храма выбрали «корону Москвы» – так император называл Воробьевы горы. Место было выбрано символическое – между двумя дорогами. По Смоленской войска Наполеона пришли в город, по Калужской – его покинули.

Первый камень грандиозного сооружения заложили в юбилейную пятую годовщину изгнания Наполеона из Москвы – 12 октября 1817 года. Александр I, его супруга Елизавета Алексеевна, а также его мать Мария Федоровна и его родной брат Николай I присутствовали при этом событии.

При Николае I: реализованный проект

В 1825 году, когда Николай взошел на престол, возведение собора на Воробьевых горах было приостановлено. Официальная версия гласила, что почва на Воробьевых ненадежна и проседает. Была создан комитет по исследованию проекта долгостроя, который возглавил Карл Опперман. Однако имелась и другая, более веская причина. Витберг, человек наивный и честный, который на практике никогда не руководил строительством, был излишне доверчив к подрядчикам. Так за время строительства было истрачено около 16 млн рублей, при этом не был завершен даже начальный этап строительства: так называемый нулевой цикл. Витберга отдали под суд. Разбирательство затянулось и постановление о штрафе в миллион рублей в отношении виновных вынесли только в 1835 году. «За злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» Витберга отправили в ссылку в Вятку.

Что касается комиссии по исследованию долгостроя, в 1828 году Николаю I был представлен отчет, в котором указывалось, что фундамент оседает и потребуются огромные затраты, чтобы сквозь все песчаные слои добраться «до крепкого материка не могущего осаждаться». Проект с храмом на Воробьевых был похоронен.

Николай I не стал проводить конкурсов и положился на умения и опыт Константина Тона. Этот архитектор работал в русско-византийском стиле, столь любимом и близком императору. Что касается местоположения храма, то для нового проекта выбрали Чертолье – нынешнюю Волхонку. Там находился Алексеевский стародевичий монастырь.

Вид на Алексеевский монастырь 1838 – картина Карла Рабуса

Его уникальный двухшатровый храм и другие здания снесли для возведения Храма Христа. 10 апреля 1832 года император утвердил план нового храма. Первый камень был заложен вновь 10 сентября 1839 года. При этом присутствовали император Николай I, его сын Александр Николаевич и его брат Михаил Павлович Романов.

Вид на храм Христа Спасителя, Каменный мост и Кремль от набережной Москвы-реки» Николай Маковский 1860

Вторая попытка возведения храма оказалась удачнее первой – к 1860 году убрали даже наружные строительные леса. Дело оставалось за украшением и отделкой, а также благоустройством прилежащей территории. На это ушло еще два десятилетия.

При Александре III: освященный собор

Собор был торжественно освящен в 1883 году. На церемонии присутствовала императорская семья: Александр III с супругой – императрицей Марией Федоровной, а также их дети – наследник престола цесаревич Николай и Ксения Александровна Романовы. Первая литургия совершилась в Храме Христа Спасителя сразу после его освящения. А в 1882 году в храме впервые исполнили торжественную увертюру «1812 год» Петра Чайковского.

При советской власти: уничтоженный храм

После событий 1917 года храм остался действующим. И даже когда в 1918 году большевики перестали финансировать церкви, храм жил. Озабоченные судьбой Храма Христа Спасителя люди создали Братство, один из членов которого – издатель Иван Сытин выпустил об истории и архитектурных особенностях храма книгу. Пожертвования неравнодушных людей позволили провести электричество, отремонтировать ризницу. Однако столетний юбилей храму отметить было не суждено. Приговор был подписан на заседании Политбюро ВКП(б) в июле 1931. Участок, занимаемый храмом, по плану сталинской реконструкции Москвы должно было освободить от собора. На его месте решено было возвести Дворец Советов. И уже 5 декабря 1931 года храм взорвали.