«Возвращаясь к петровской церкви, всё же не могу, при всём моём понимании её проблем, простить и забыть её иерархам двух грехов: греха смертоубийства и греха доносительства. И в этом я не вижу нарушение законов историзма, ибо две тысячи лет существует единая шкала христианских ценностей, по которой можно судить всех христиан…

Петровское время прошло под знаком – без преувеличения – тотального преследования старообрядцев. На них, как на диких зверей, устраивались в лесах многолюдные облавы. Своей бескомпромиссностью, жестокостью в борьбе с «расколом» официальная церковь способствовала, в сущности, подлинному расколу России на «добропорядочных» подданных и париев, изгоев, оказавшихся за гранью человеческого и гражданского сообщества. Вместе с тем наступление на раскольников как на врагов веры и государства вело к усилению старообрядческого (и сектантского – ред.) фанатизма, проникнутого ожиданиями конца света, и росту тайных симпатий к ним в народной среде, к двоемыслию и ханжеству…
Среди документов Сыскного приказа, созданного, как сказано в указе, «для изыскания истины пытками», крайне мало свидетельств поражения старообрядцев, признания ими своей неправоты, ничтожно число просьб о пощаде и совсем нет доносов на свою братию – и это в стране, где царил культ доноса!..

Крестьянин Дмитрий Белов был пытан в 1752 году 13 апреля (50 ударов кнута) и 6 ноября (35 ударов), а 18 января 1753 года за отказ «признать свою ересь» получил ещё 25 ударов, но не покорился…
Так было и с 60-летним каменщиком Яковом Куприяновым, которого пытали в 1752 году. На первой пытке ему дали невероятное количество (90!) ударов кнута, а на второй – 70 ударов. На третьей пытке несчастный получил 100 ударов! Уму непостижимо, как он страдал! В Тайной канцелярии… нормой считалось 20, максимум 30 ударов… Несмотря на эти мучения, Куприянов от веры своей не отрёкся. Его приговорили сначала к сожжению, но потом били кнутом и сослали на каторгу в Эстляндию, в Рогервик (в Сибирь раскольников не ссылали, боясь их побегов».
Источник: Евгений Анисимов, «Пётр Первый: благо или зло для России?».