День Семьи, Любви и Верности: История

Сегодня речь пойдёт о святых Петру и Февронии, легендарной княжеской семье из Мурома, которых принято отождествлять с князем Муромским Давидом Юрьевичем (правил в 1203–1228 гг.), четырежды правнуком Ярослава Мудрого, и его женой Февроньей, которая по преданию была родом из крестьянской семьи рязанского села Ласково.

Покров "Петр и Феврония". 1593 г.
Покров “Петр и Феврония”. 1593 г.

 

Празднование Дня Семьи, Любви и Верности в современной России проводится 8 июля. Этот день – 25 июня по старому стилю – и есть день поминовения святых, к которому, собственно, и приурочен отмечаемый праздник. С инициативой учреждения праздника выступили жители Мурома в 2006 году. Два года спустя, 8 июля, прошло первое всероссийское празднование.

В 2009 году началось массовое тиражирование образа святых в скульптуре, являющееся беспрецедентным в истории Православия

Памятник Петру и Февронии в Ярославле, отлитый Константином Чернявским. Открыт 8 июля 2009 года.
Памятник Петру и Февронии в Ярославле, отлитый Константином Чернявским. Открыт 8 июля 2009 года.

 

Повесть о Петре и Февронии – памятник русской литературы времён начала правления Ивана IV Грозного, которой нельзя в полной мере отнести ни к жанру историописания, ни к агиографической (жития святых, составляемые для их канонизации) литературе. Повесть соединяет в себе два народно-поэтических сюжета: о драконоборчестве и мудрой деве из простонародья.

Этот самобытный источник, считающийся шедевром позднесредневековой русской повествовательной литературы, был написан человеком, о биографии которого известно удручающе мало.
Автором сей повести был известный писатель XVI века, эрудит, служивший протопопом (высший сан белого духовенства) дворцового собора в Москве – Ермолай-Еразм, известный также как Ермолай Прегрешный.

Повесть о Петре и Февронии Муромских (старообрядческая рукопись, 1850-е гг.)

Повесть о Петре и Февронии Муромских (старообрядческая рукопись, 1850-е гг.

Входил в кружок интеллектуалов, собравшихся вокруг Митрополита Макария, известного деятеля Избранной Рады, действовавшей при Царе всея Руси Иване IV.К церковному Собору 1547 года, созванному Митрополитом, Ермолаю-Еразму было поручено написание жития святых Петра и Февронии Муромских. Цель Собора заключалась в официальной канонизации местночтимых святых. Создавался новый – общегосударственный пантеон святых, в который, например, наравне с муромской княжеской четой вошел и Александр Невский.

 Свт. Макарий Московский. Ватагина И.В. Икона. Москва. 1988 г.
Свт. Макарий Московский. Ватагина И.В. Икона. Москва. 1988 г
В силу того, что творение Ермолая из Пскова слишком сильно выбивалось из общего стилистического ряда житий, которые писались по определенному шаблону, “Повесть о Петре и Февронии” не вошла в Великие Четьи-Минеи – сборник жития святых, святоотеческих поучений и апокрифов на каждый день годичного цикла.