Будучи ответвлением хлыстовства, скопчество заимствовало из него многие элементы: проживание общинами-“кораблями” и их устройство, разветвленную сеть пристанищ, между которыми передвигались паломники, экстатические радения, но в одном они пошли дальше. А именно – в практике оскопления.

Основателем учения считается Кондратий Иванович Селиванов, крестьянин Орловской губернии, хотя сам он оскопился по примеру Андрея Блохина, также бывшего хлыстом. В отличии от многих других сект, скопцы в основном не отрицали посещения церкви, не имели ничего против государства и считали материальное богатство благом. Отказ от дорогостоящих пороков, приток новообращенных с их имуществом и отсутствие оттока средств вследствие свадеб делало скопческие общины весьма богатыми, хотя до старообрядческих миллионеров Москвы им, конечно, было далеко. В основе вероучения скопцов лежало мнение о том, что лишь путем оскопления человек может вступить на путь в царствие небесное, так как через него он лишался возможности грешить и не передавал свой грех детям. Со стороны государства секта преследовалась очень активно, так как наносила очевидный и непоправимый вред подданным и снижала рождаемость, а значит, лишала власть рекрутов и налогоплательщиков. Постоянно находясь под давлением государства, скопцы, все же, должны были постоянно вести проповеди и привлекать в свои ряды новых членов, так как естественным путем скопцы, понятное дело, размножаться не могли, как не могли и уединиться в глубоких лесах, как это делали старообрядцы.

Но, в то же время, именно эта необходимость в публичности делала скопчество куда более открытым для мира, чем обычно бывают столь радикальные сообщества. Арестованные и посаженные в крепость скопцы продолжали свои проповеди в тюремных казематах, помогая сокамерникам “сесть на белого коня”. Сочетание радикальности и относительной публичности скопцов позволило этой секте оставить яркий отпечаток в сознании современников, особенно в период Серебряного века, когда интеллигенция обратилась к духовному опыту русского сектантства в поисках новых смыслов. За Серебряным веком пришел век Красный, но в Советской России судьба скопчества, несмотря на большие послабления для сект и даже вполне спокойное существование некоторых из них в 20-е годы, тоже не сложилась. Скопчество, будучи “деструктивной сектой”, не могло сосуществовать с государством, но все же, следы существования скопческих общин прослеживаются вплоть до конца 1940-х годов.